"Тот, кто твердо уверен в направлении своих желаний и отваживается жить так, как мечтает, неизбежно и внезапно встретится со своим успехом".
(Генри Дэвид Сорэя, Henry David Thoreau)

четверг, 17 сентября 2009 г.

Как заработать младшему школьнику.

Автор статьи: Светлана ЗАБЕГАЙЛОВА, психолог, www.7budget.ru

Наши дети однажды могут настолько увеличить свои запросы, что у нас останется три выхода: устроиться на дополнительную работу, уменьшить собственные потребности или научить детей зарабатывать.

Польза есть!
Трудовые навыки полезно прививать не только детям из малообеспеченных семей, но и отпрыскам состоятельных родителей. Во-первых, это полезный практический опыт. Получив его, дети из семей с любыми доходами чувствуют себя увереннее, чем их сверстники, которые в своей жизни не заработали ни рубля. Подрабатывая, ребенок имеет возможность попробовать свои силы в конкретном деле, посмотреть, что у него хорошо получается, что ему нравится делать.
Во-вторых, у родителей появляется возможность лучше узнать личностные особенности и склонности ребенка. И даже если временная работа не имеет ничего общего с будущей профессией, полученные трудовые навыки и знания помогут вашему чаду в профессиональном самоопределении, так как он сможет в действии увидеть свои сильные и слабые стороны. Это в свою очередь поможет сделать профессиональный выбор более осознанным.
В-третьих, стремясь к самостоятельности и ощущению своей взрослости, ребенок может проявить себя в полезном деле и не станет убивать свободное время на праздные или асоциальные развлечения. Оплачиваемый труд позволяет понять, что деньги, а точнее их количество, напрямую зависят от приложенных усилий. Все это развивает ответственность и приучает к дисциплине. Только так дети осознают связь труда с вознаграждением, цели — с целеустремленностью, а добросовестности — с исполнением желаний.

Что делать?
Маленькие — а лучше сказать «ранние» — пролетарии легче овладевают полезными навыками, чем ребята, которым не нужно было работать. Детям необходимо дать понять, что забота о себе и удовлетворение собственных желаний напрямую связаны с их финансовой грамотностью и дальновидностью. Как говорится, если ребенок голоден, то вместо рыбки лучше дайте ему удочку и тогда вы не просто поможете ему утолить голод, но и научите новому делу, которое насытит его еще не раз. Однако здесь мы сталкиваемся с трудным вопросом: как и где может зарабатывать маленький ребенок? Ведь если говорить об официальной стороне дела, то юридически право на труд в нашей стране возникает с 14 лет. И даже в таком возрасте эту возможность реализовать непросто. Нанимать подростков — дело хлопотное, мало кто из работодателей хочет обременять себя такими сложностями. Итак, каким же образом дети могут зарабатывать? Вот некоторые рекомендации.
За что платить? Если ваша работа это позволяет, привлеките к ней ребенка. Вы можете поручить ему, например, раскладывать печатные материалы по конвертам, наклеивать марки, сортировать документы и даже точить карандаши. Или поручите своему чаду вносить адреса в ваш карманный компьютер. Десятилетнему хватит 3–4 рублей за каждый адрес, 12-летнему можно платить чуть больше.
Подрабатывая, ребенок имеет возможность попробовать свои силы в конкретном деле, посмотреть, что у него хорошо получается
Дети младшего школьного возраста (6–9 лет) отличаются любознательностью и неусидчивостью. Им быстро надоедает однообразный труд, особенно если работа сложная или на ее выполнение требуется много времени. Поэтому вначале выбирайте небольшие задания, на выполнение которых уйдет не более 15 минут (для 6-летних) и 20–30 минут (для 8-летних). Оговаривая «зарплату», называйте небольшие суммы. Даже если вы можете заплатить больше, не делайте этого: 5–10 рублей за выполненное дело — «красная» цена для 6-летних, а 10–15 рублей — «потолок» для 8-летних.
Уборка собственной комнаты должна быть обязанностью ребенка, платить за это не стоит. Давать деньги можно за аккуратное складывание вашей одежды, за разбор ящиков шкафа, куда вы в течение года сбрасывали всякую мелочь и ненужные вещи, за чистку вашей обуви, за расстановку на полках книг или дисков. Можно оплатить помощь по дому престарелым родственникам, высаживание рассады весной, прополку грядок. Отведите ребенку грядку в огороде, цена — 3–4 рубля за десять выдернутых сорняков.
Тарифная сетка. Список оплачиваемой работы можно повесить на кухне. Если кто-нибудь из детей жалуется на скуку или просит новую игрушку, предложите ему выбрать работу из списка и пообещайте заплатить за нее. Если ребенок получает деньги на карманные расходы, то не заменяйте одну сумму другой. Предлагаемая ребенку подработка должна быть «халтурой». Если «карманная» сумма не покрывает его потребности или он хочет купить что-то дорогое, у него всегда есть возможность не только откладывать и экономить, но и заработать, и таким образом быстрее продвинуться к заветной цели.
Составьте список посильной для ребенка домашней работы и укажите диапазон расценок для каждого вида. Раз в неделю он должен выбрать один вид работы и обсудить условия оплаты. Внимательно следите за тем, чтобы работа оплачивалась тем выше, чем она труднее. Предлагайте ребенку повременную оплату, а не твердую ставку.
Работа у соседей нравится детям больше, чем такая же, но дома. Прогулки с собакой, кормление рыбок или морских свинок дома — это обязанность, а выгуливание или купание чужих соседских питомцев — возможность подработать.
Помогите ребенку напечатать и развесить объявления об услугах, которые он хотел бы предложить. Поговорите с друзьями или соседями и предложите им помощь за небольшую плату. У людей есть деньги, чтобы заплатить за эти услуги, а у вас — разумные тарифы.

Трудимся по правилам
Если в вашем ребенке уже проснулись инстинкты предпринимателя, помогите ему превратить идеи в деньги. Только старайтесь, чтобы дело не дошло до крайности, когда ребенок сам определяет, что он делает за плату. Здесь условия должен диктовать взрослый человек, то есть работодатель. Вы объявляете своему «подчиненному», когда и за какую работу согласны платить. Главное, чтобы не увлекались ни вы, ни ваши дети. Деньги не должны стать ни единственным смыслом жизни — для них, ни хорошим способом откупиться от забот — для вас. Но, если малыш начинает торговаться, отнеситесь к этому серьезно, ведь такой диалог учит ребенка полезному качеству: добиваться достойной оплаты своего труда.

Опыт из Сети
«Мой 7-летний сын на пятидесятилетие дедушки услужливо разносил гостям пиво из бочонка (хотели не хотели, но умилялись и пили), а потом прошел и собрал чаевые. Мы, родители, были в шоке». «…в детстве (лет 9–11) я сушила и сдавала в аптеку подорожник, никто не заставлял, и мелочь на ерунду мне в принципе давали, но то были СВОИ деньги и мне было бы горько и обидно, если бы кто-то начал контролировать, куда я их трачу. Кстати, из-за того, что меня по этому поводу не расспрашивали, я с гордостью сама сообщала, сколько копеек заработала и что собираюсь на них купить…»
«Когда мой ребенок работал, как-то по определению получалось, что заработанные деньги только его, и куда он их тратит — не наше дело. По-моему, это как с помощью по кухне пятилетних. Можно, конечно, зудеть по поводу каждой плохо вымытой тарелки, заставлять перемывать, но радость от помощи у ребенка будет убита. Стоит оно того? Лучше уж похвалить, сказать, как сильно помог — и втихую отмыть плохо вымытую чашку. Придет время, подрастет — научится мыть лучше».
«Я первый заработок в 13 лет получила на спортивных сборах… Купила часы, как у мамы. Мне очень нравиться подход, что дети могут пойти подработать (в Макдоналдс, на почту). И тогда деньги перестают быть игрушкой».

0 коммент.:

Отправить комментарий